Отчет об осуществлении государственной функции по контролю (надзору)



2025

СКАЧАТЬ; RTF-80 Кб

Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 673
«О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» на Роспатент возложена функция по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В рамках реализации государственной функций Роспатентом осуществляются следующие виды государственного контроля:

контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реестровый номер функции 10000021602;

контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реестровый номер функции 314183511.

26 плановых выездных проверок в соответствии с Планами проведения плановых проверок юридических лиц на 2025 год (12 в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР гражданского назначения, 14 в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР военного, специального и двойного назначения).

Проверки в отношении субъектов малого предпринимательства
и индивидуальных предпринимателей не проводились.

В 2025 году проведено 8 внеплановых документарных проверок в связи истечением срока исполнения юридическими лицами ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований

Составлено 14 протоколов об административных правонарушениях, из них:

по фактам невыполнения юридическими лицами ранее выданных предписаний Роспатента об устранении выявленных нарушений обязательных требований в установленный срок и непредоставления документов, в рамках контроля за выполнением предписаний, составлено 10 протоколов об административных правонарушениях:

7 протоколов, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);

3 протоколов, предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ;

в связи непредставлением органу, осуществляющему государственный контроль (надзор), сведений, представление которых необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, должностными лицами Роспатента в ходе проведения 4 плановых выездных проверок составлено 4 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ.

Актуализированы и размещены на официальном сайте Роспатента
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования (приказ Роспатента от 11 сентября 2025 г. № 89).

Обязанность соблюдения обязательных требований распространяется на юридические лица, осуществляющие следующие виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:

84.11; 84.11.11; 84.22, 84.24 (в отношении государственных заказчиков);

21, 22, 23, 24, 25, 25.40, 26, 27, 28, 29, 30, 30.30, 62, 64.99, 72.1, 72.19, 72.20.
(в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее – НИОКТР) за счет бюджетных средств).

Обязательные требования, подлежащие проверке, установлены:

в отношении государственных заказчиков НИОКТР военного, специального и двойного назначения: абзацем 1 статьи 309, пунктом 2 статьи 1232, пунктом 1 статьи 1237, пунктами 1, 3, 4, 11, 13 статьи 1240.1, пунктом 1 статьи 1298, пунктом 1 статьи 1373, пунктом 1 статьи 1471 Гражданского кодекса Российской Федерации;

частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»;

абзацем 1 пункта 7, пунктом 8, абзацем 8 пункта 10, пунктом 11, абзацем 2 пункта 13 Правил формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № 1705 (далее – Правила формирования и ведения единого реестра);

подпунктами «б», «г», «д», «е», «ж» пункта 5, абзацем 2 пункта 6, пунктами 7, 9, 10, 12, 13, 19, 25, подпунктами «в», «г» пункта 28, абзацами 1, 3 пункта 33, подпунктом «а» пункта 38 Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2550 (далее – Правила управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности);

в отношении государственных заказчиков НИОКТР гражданского назначения: абзацем 1 статьи 309, пунктом 2 статьи 1232, пунктом 1 статьи 1237, пунктами 1, 4, 11, 13 статьи 1240.1, пунктом 1 статьи 1298, пунктом 1 статьи 1373, пунктом 1 статьи 1471 Гражданского кодекса Российской Федерации;

частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»;

подпунктами «б», «г», «д», «е», «ж» пункта 5, абзацем 2 пункта 6, пунктами 7, 9, 10, 12, 19, 25, подпунктом «в» пункта 28, подпунктом «а» пункта 38 Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности;

в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР военного, специального и двойного назначения: абзацем 1 статьи 309, абзацами 2, 3 статьи 773, пунктом 2 статьи 1232, пунктом 1 статьи 1237, абзацем 1 пункта 3, пунктами 7, 11 статьи 1240.1, Гражданского кодекса Российской Федерации;

частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»;

абзацем 2 пункта 7, абзацами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 10 Правила формирования и ведения единого реестра;

пунктом 6, абзацами 1, 2 пункта 7 Правил, определяющих условия и порядок исполнения обязанности по использованию результата интеллектуальной деятельности, полученного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, последствия её неисполнения  и условия ее прекращения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2016 (далее – Правила, определяющие условия и порядок исполнения обязанности по использованию результата интеллектуальной деятельности;

подпунктами «а», «в» пункта 5, подпунктом «а» пункта 10, пункт 11 Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности;

пунктом 6 Порядка взимания лицензионных платежей за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, их предельные размеры, сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты платежей, уменьшения их размеров или возврата, утвержденного приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 10 декабря 2012 г. № 157;

в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР гражданского назначения: абзацем 1 статьи 309, абзацами 2, 3 статьи 773, пунктом 2 статьи 1232, пунктом
1 статьи 1237, пунктами 7, 11 статьи 1240.1 Гражданского кодекса Российской Федерации;

частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»;

пунктом 6, абзацами 1, 2 пункта 7 Правил, определяющих условия и порядок исполнения обязанности по использованию результата интеллектуальной деятельности;

подпунктами «а», «в» пункта 5, подпунктом «а» пункта 10, пунктом 11 Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности.

.

2024

СКАЧАТЬ; RTF-44 Кб

Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» на Роспатент возложена функция по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В рамках реализации государственной функций Роспатентом осуществляются следующие виды государственного контроля:

контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реестровый номер функции 10000021602;

контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реестровый номер функции 314183511.

В 2024 году Роспатентом в установленной сфере деятельности проведено 39 плановых выездных проверок в соответствии с Планами проведения плановых проверок юридических лиц на 2024 год (19 в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР гражданского назначения, 20 в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР военного, специального и двойного назначения).

Проверки в отношении субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей не проводились.

Нарушения обязательных требований выявлены при проведении проверок в отношении 17 юридических лиц, что составило 44% от общего количества проведенных в 2024 году проверок, по результатам которых выявлено 205 нарушений обязательных требований.

В 2024 году согласована с органами прокуратуры и проведена внеплановая документарная проверка в связи истечением срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

По фактам невыполнения 2 юридическими лицами ранее выданных предписаний Роспатента об устранении выявленных нарушениях обязательных требований в установленный срок должностными лицами Роспатента составлено 3 протокола об административных правонарушениях (2 протокола, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 протокол, предусмотренный статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Актуализированы и размещены на официальном сайте Роспатента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования (приказ Роспатента от 6 декабря 2024 г. № 136).

Обязанность соблюдения обязательных требований распространяется на юридические лица, осуществляющие следующие виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:

84.11; 84.11.11; 84.22, 84.24 (в отношении государственных заказчиков);

21; 22; 23; 24; 25; 25.40; 26; 27; 28; 29; 30; 30.30; 62; 72.1; 84; 84.11 (в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР военного, специального и двойного назначения);

21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 30.30; 62; 64.99; 72.1; 72.19; 72.20; 84.11 (в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР гражданского назначения).

Обязательные требования, подлежащие проверке, установлены:

в отношении государственных заказчиков - абзацем 1 статьи 309, пунктом 4 статьи 769, абзацем 3 пункта 1 статьи 1229, пунктами 2, 6 статьи 1232, пунктом 1 статьи 1237, пунктами 1, 3, 4, 11, 13 статьи 1240.1, пунктом 1 статьи 1298, пунктом 1 статьи 1373, пунктом 1 статьи 1465, пунктом 1 статьи 1471, абзацем 2 пункта 2 статьи 1471 Гражданского кодекса Российской Федерации;

пунктами 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № 1705 «О едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации»;

абзацами 1, 3 пункта 7, пунктами 8, 9, абзацем 8 пункта 10, пунктами 11, 12, абзацем 2 пункта 13, абзацем 1 пункта 15 Правил формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № 1705;

пунктами 4, 6, 7, 8 Правил ведения реестра результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2021 г. № 1845;

абзацем 1 пункта 2, подпунктами «б», «г», «д», «е», «ж» пункта 5, абзацами 1, 2 пункта 6, пунктами 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 38, абзацами 1, 3 пункта 45 Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2550 (далее – Правила);

в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР военного, специального и двойного назначения - пунктом 3 статьи 125, абзацем 1 статьи 309, абзацами 2, 3 статьи 773, абзацем 3 пункта 1 статьи 1229, пунктами 2, 6 статьи 1232, пунктом 1 статьи 1237, пунктами 7, 11 статьи 1240.1, пунктом 1 статьи 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации;

частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

абзацами 1, 2 пункта 7, абзацами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 10, абзацами 4, 5, 6 пункта 11 Правил формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № 1705;

подпунктами «а», «в» пункта 5, пунктами 9, 11 Правил;

пунктами 6, 11 Порядка взимания лицензионных платежей за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, их предельные размеры, сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты платежей, уменьшения их размеров или возврата, утвержденного приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 10 декабря 2012 г. № 157;

в отношении организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР гражданского назначения - пунктом 3 статьи 125, абзацем 1 статьи 309, абзацами 2, 3 статьи 773, абзацем 3 пункта 1 статьи 1229, пунктами 2, 6 статьи 1232, пунктом 1 статьи 1237, пунктами 7, 11 статьи 1240.1, пунктом 1 статьи 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации;

частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

2023

СКАЧАТЬ; RTF-18 Кб

Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» на Роспатент возложена функция по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В рамках реализации государственной функций Роспатентом осуществляются следующие виды государственного контроля:

контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реестровый номер функции 10000021602;

контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реестровый номер функции 314183511.

В 2023 году Роспатентом проведено 20 проверок в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2023 год (1 в отношении государственного заказчика и 19 в отношении организаций – исполнителей).

Роспатент также принял участие в 3 комплексных проверках: 2 проводимых Генеральной прокуратурой Российской Федерации, 1 Прокуратурой Республики Татарстан в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Кроме того, за 2023 год в органы прокуратуры направлено 1 обращение о согласовании проведения внеплановой документарной проверки в связи с невыполнением юридическим лицом требований предписания в установленный срок.

Внеплановые проверки юридических лиц в 2023 году не проводились.

Нарушения обязательных требований выявлены при проведении проверок в отношении 11 юридических лиц, что составило 55% от общего количества запланированных на 2023 год проверок, по результатам которых выявлено 257 нарушений обязательных требований.

Проверки в отношении субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей не проводились.

Протоколы об административных правонарушениях должностными лицами Роспатента в 2023 году не составлялись.

Роспатентом по результатам обобщения и анализа правоприменительной практики осуществления в установленной сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, актуализированы перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. Информация об обновленных перечнях обязательных требований внесена в федеральную государственную информационную систему «Реестр обязательных требований».

Юридические лица смогут воспользоваться опубликованной информацией для проверки своей деятельности при выполнении НИОКТР, что будет способствовать повышению уровня юридической осведомленности в сфере интеллектуальной собственности и позволит сократить количество нарушений обязательных требований при выполнении НИОКТР по государственным контрактам и договорам.

Обязанность соблюдения обязательных требований распространяется на лица, осуществляющие следующие виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности: 21; 22; 23; 24; 25; 25.40; 26; 27; 28; 29; 30; 30.30; 62; 72.1; 84; 84.11.

Обязательные требования установлены:

пунктом 3 статьи 125, абзацем 1 статьи 309, абзацами 1, 2, 3 статьи 773, абзацем 3 пункта 1 статьи 1229, пунктом 2 статьи 1232, пунктом 1 статьи 1237, пунктами 7, 11 статьи 1240.1, пунктом 1 статьи 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации; пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

абзацами 1, 2 пункта 7, абзацами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 10, абзацами 4, 5, 6 пункта 11 Правил формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 года № 1705.

Обязательные требования размещены на официальном сайте Роспатента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В 2023 году в целях проведения оценки удовлетворенности юридическими лицами осуществлением Роспатентом государственной функции по контролю и надзору разработана анкета для проведения соответствующей оценки.

Кроме того, с целью организации и получения обратной связи от подконтрольных субъектов об уровне удовлетворенности осуществлением государственной функции по контролю и надзору, а также использования сервисов разработан и утвержден приказом Роспатента от 11 августа 2023 года № 105 Порядок (правила) взаимодействия с клиентами в рамках выполнения государственной функции по контролю (надзору) в офлайн и онлайн форматах (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком проводятся онлайн-опросы юридических лиц, направленные на сбор предложений по развитию и совершенствованию деятельности Роспатента; оценку эффективности деятельности Роспатента как контролирующего органа.

Для изучения отношения юридических лиц к действующему механизму осуществления государственной функции по контролю и надзору и формирования системы обратной связи на официальном сайте Роспатента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://rospatent.gov.ru/ru/activities/control-and-supervision-in-the-sphere-of-legal-protection создан подраздел «Обратная связь», содержащий контактные телефоны, адрес электронной почты, ссылку на электронную форму обращения, ссылку на электронную анкету, анализ собранной информации по выявленным «болям» подконтрольных юридических лиц.

Осуществляется регулярный сбор и анализ результатов проведенных опросов (анкетирования) с последующей публикацией на официальном сайте Роспатента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По результатам проведенного опроса оценки удовлетворенности юридических лиц осуществления Роспатентом государственной функции по контролю и надзору определена «карта болей» юридических лиц.

Кроме того, в соответствии с Порядком проводится ежеквартальный анализ обращений и жалоб, на основании которого готовятся предложения по совершенствованию государственной функции по контролю и надзору.

На официальном сайте Роспатента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан раздел, в котором содержится информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещается Программа профилактики.

 

2022

СКАЧАТЬ; RTF-64 Кб

Порядок исполнения Роспатентом государственной функции регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2022 год было предусмотрено проведение 39 выездных плановых проверок.

На основании пунктов 1 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» Роспатентом в марте 2022 года исключены из Плана проведения плановых проверок на 2022 год Федеральной службы по интеллектуальной собственности юридические лица, проверки которых были запланированы до конца 2022 года.

В связи с изложенным в 2022 году Роспатентом проведено 6 плановых проверок, что составило 15% от общего количества запланированных проверок.

Кроме того, в 2022 году проведены:

1 внеплановая выездная проверка в сфере военного, специального и двойного назначения на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

5 внеплановых документарных проверок в связи с невыполнением в установленный срок предписаний Роспатента об устранении нарушений обязательных требований.

Проверки в отношении субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей не проводились.

 

Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований

В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2022 году Роспатентом осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2022 год:

на постоянной основе проводилась оценка актуальности и полноты перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Роспатентом при проведении мероприятий по контролю;

сотрудник Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Роспатента принял участие в проведении занятий по теме «Контрольно-надзорная деятельность Роспатента в сфере интеллектуальной собственности в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса», организованных Федеральным центром мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в целях повышения квалификации руководящего состава оборонных предприятий в области интеллектуальной собственности;

сотрудник Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Роспатента принял участие в семинаре «Соблюдение требований, указанных в решении заказчика о форме правовой охраны результата интеллектуальной деятельности», организованном Госкорпорацией «Росатом»;

в декабре 2022 года проведено совещание в формате видеоконференцсвязи с организациями-исполнителями государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения, включенными в план проведения проверок на 2023 год с целью информирования подконтрольных субъектов о нормативных правовых актах и их отдельных положениях, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контроля и надзора в установленной сфере деятельности.

Во исполнение части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» приказом Роспатента от 20.12.2022 № 192 утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по интеллектуальной собственности при проведении мероприятий по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2023 год.

Во исполнение пунктов 6 и 8 Правил размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 № 1722, и в соответствии с приказом Роспатента от 09.12.2022 № 183 утверждены перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).

Информация о планируемых проверках, с которой могут ознакомиться подконтрольные субъекты, размещена в федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок», оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

 

СКАЧАТЬ; RTF-86 Кб

Осуществляемый Роспатентом государственный контроль и надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также на обеспечение защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения.

2021

Выполнение в отчетный период работ по осуществлению государственного контроля в установленной сфере деятельности

Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» на Роспатент возложены функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций—исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2021 год было предусмотрено проведение 42 выездных плановых проверок.

В 2021 году Роспатентом проведено 64 проверки в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР, в том числе:

42 плановых выездных проверки в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2021 год;

7 внеплановых выездных проверок в сфере военного, специального и двойного назначения на основании требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

15 внеплановых документарных проверок в связи с истечением срока исполнения ранее выданных предписаний Роспатента об устранении выявленных нарушений.

Плановые выездные проверки проведены в шести федеральных округах Российской Федерации.

Центральный федеральный округ – 21; Северо-Западный федеральный округ – 7; Приволжский федеральный округ – 6; Уральский федеральный округ – 2; Дальневосточный федеральный округ – 3; Южный федеральный округ – 3.

Среди проверенных юридических лиц: министерство – 1; федеральная служба – 1; федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования (ФГАОУ ВО) – 2; федеральных государственных бюджетных учреждений (ФГБУ) – 3; федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) – 3; федеральное бюджетное учреждение науки (ФБУН) – 1; федеральное автономное учреждение (ФАУ) – 1; федеральное казенное предприятие (ФКП) – 1; межрегиональное общественное учреждение (МОУ) – 1; публичных акционерных обществ (ПАО) – 2; акционерных обществ (АО) – 25; общество с ограниченной ответственностью (ООО) – 1.

Проверки в отношении субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей не проводились.

Выявлено 665 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, к основным из которых относятся: неправомерное закрепление прав на созданные РИД; ненаправление государственному заказчику сведений для осуществления государственного учета РИД; неуведомление исполнителем государственного заказчика (заказчика) о создании РИД, в отношении которых возможна правовая охрана; неустановление или установление с нарушением требований законодательства Российской Федерации режима коммерческой тайны в отношении созданных РИД; несогласование с государственным заказчиком (заказчиком) использования предшествующей интеллектуальной собственности, принадлежащей исполнителю или третьим лицам; непроведение патентных исследований или их проведение с нарушением ГОСТ Р 15.011-96.

В контролируемый период в отношении 1 государственного заказчика и 8 организаций-исполнителей государственных контрактов (договоров) были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 (12 протоколов) и статьей 19.7 (1 протокол) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В 2021 году мировыми судьями вынесено 10 постановлений по делам об административных правонарушениях (из них 9 – по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, 1 – по статье 19.7 КоАП РФ).

По 8 делам по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

По 1 делу по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ мировым судьей объявлено устное замечание.

По 1 делу по статье 19.7 КоАП РФ судьей назначено административное наказание в виде предупреждения.

3 дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ на дату окончания отчетного периода находились на рассмотрении мировых судей.

 

Проведение работ по аккредитации граждан в качестве экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

В 2021 году проведены мероприятия по аттестации 2 граждан в качестве экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок.

Список привлекаемых экспертов размещен на официальном сайте Роспатента в сети Интернет.

 

Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований

В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2021 году Роспатентом осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2021 год, утвержденной приказом Роспатента от 21 декабря 2020 г. № 173:

- на постоянной основе проводилась оценка актуальности и полноты перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Роспатентом при проведении мероприятий по контролю;

- в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») на официальном сайте Роспатента размещены сведения о результатах проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц с указанием выявленных нарушений;

- сотрудники Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Роспатента приняли участие в проведении занятий по теме «Контрольно-надзорная деятельность Роспатента в сфере интеллектуальной собственности в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса», организованных Федеральным центром мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в целях повышения квалификации руководящего состава оборонных предприятий в области интеллектуальной собственности;

- сотрудник Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Роспатента принял участие в учебном семинаре по организации надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, организованном Генеральной прокуратурой Российской Федерации для работников прокуратур субъектов Российской Федерации;

- в декабре 2021 года проведено совещание в формате видеоконференцсвязи с организациями-исполнителями государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение работ гражданского и военного назначения, включенными в план проведения проверок на 2022 год. В рамках проведенного совещания подконтрольным субъектам даны разъяснения относительно изменений нормативного правового регулирования с 1 января 2022 г. в сфере правовой охраны и использования РИД, особенностей осуществления Роспатентом контрольных мероприятий в связи с произошедшими изменениями и возможных мер по недопущению нарушений в данной сфере;

- опубликована статистика проведенных проверок, включая количество привлеченных к административной ответственности лиц за допущенные нарушения, а также перечень выявленных нарушений обязательных требований.

Издан приказ Роспатента от 12 ноября 2021 г. № 188 «Об утверждении обновленного перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) Федеральной службой по интеллектуальной собственности».

Информация о планируемых проверках, с которой могут ознакомиться подконтрольные субъекты, размещена в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок», оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации и в сети «Интернет» на официальном сайте Роспатента.

2020

В 2020 году Роспатентом завершена работа по выполнению Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 мая 2019 года № 4714п-П36.

Итогом данной работы стало утверждение Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года № 1848) и Положения об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций—исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1914).

В отчетном периоде начата работа по выполнению Плана мероприятий («дорожная карта») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Интеллектуальная собственность», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 года № 2027-р.

Большое внимание в 2020 году уделялось работе по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.

Совершенствование нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности, ведение единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, участие в инвентаризациях прав на результаты научно-технической деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, обеспечение мероприятий по сопровождению лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат государству, заключения межправительственных соглашений о взаимной охране результатов интеллектуальной деятельности и защите интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества и их реализация—вот основные составляющие такой работы.

В данном разделе отчета более подробно представлены основные результаты деятельности Роспатента по осуществлению контроля и надзора в установленной сфере, а также обеспечению правовой защиты интересов государства.

 

Выполнение в отчетный период работ по осуществлению государственного контроля в установленной сфере деятельности

Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» на Роспатент возложены функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций—исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2020 год было предусмотрено проведение 38 выездных плановых проверок.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в соответствии с приказом Роспатента от 8 апреля 2020 года № 64 проверки юридических лиц, проведение которых было запланировано в период с мая по декабрь 2020 года включительно, были отменены.

В связи с изложенным, Роспатентом проведено 10 плановых проверок в I квартале 2020 года, что составило 26,3% от общего количества запланированных проверок.

Кроме того, в 2020 году проведены:

  • 2 внеплановые выездные проверки в сфере военного, специального и двойного назначения в соответствии с требованиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

  • 6 внеплановых документарных проверок по истечению срока исполнения ранее выданного предписания Роспатента об устранении выявленных нарушений.

Роспатент также принял участие в 3 комплексных проверках, проводимых Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Проверки в отношении субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей не проводились.

Контроль и надзор в установленной сфере деятельности осуществлялся Роспатентом в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года № 9 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций—исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и от 26 апреля 2012 года № 402 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций—исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

В 2020 году выявлено 6 административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Составлены и направлены мировым судьям 6 протоколов об административных правонарушениях.

Мировыми судьями вынесено 4 постановления по делам об административных правонарушениях.

В отчетном году всего взыскано 50000 рублей административных штрафов по 5 постановлениям о назначении административного наказания.

 

Проведение работ по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

В 2020 году проведены мероприятия по аттестации 34 граждан в качестве экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок.

Список привлекаемых экспертов размещен на официальном сайте Роспатента в сети Интернет.

 

Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований

Во исполнение части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» приказом Роспатента от 21 декабря 2020 года № 173 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2021 год. Информация размещена на официальном сайте Роспатента в сети Интернет.

Во исполнение пункта 6 Правил размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 года № 1722 «О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования», и в соответствии с приказом Роспатента от 31 декабря 2020 года № 180 утвержден перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля (надзора) в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Информация размещена на официальном сайте Роспатента в сети Интернет.

 

2019

В 2019 году Роспатентом в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 мая 2019 г. № 4714п-П36, подготовлены проекты:

  • постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Роспатентом контроля (надзора) в установленной сфере;

  • новой структуры нормативного регулирования в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В целях формирования нормативной правовой базы защиты интересов Российской Федерации в отношении результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ продолжена работа по вопросам подготовки и заключения межправительственных соглашений о взаимной охране результатов интеллектуальной деятельности и защите интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

В данном разделе отчета более подробно представлены основные результаты деятельности Роспатента по осуществлению контроля и надзора в установленной сфере, а также обеспечению правовой защиты интересов государства.

 

Проверка деятельности государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

 

Общие сведения об итогах проверок

Роспатентом в соответствии с полномочиями, закрепленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности», в целях контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее — установленная сфера), осуществлялись проверки деятельности государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Контроль и надзор в установленной сфере осуществляется Роспатентом в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года № 9 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и от 26 апреля 2012 года № 402 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

В 2019 году Роспатентом проведено 67 проверок в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКТР), в том числе:

  • 42 плановые выездные проверки в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2019 год;

  • 2 внеплановые выездные проверки в сфере гражданского, военного, специального и двойного назначения на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

  • 23 внеплановые документарные проверки по истечении срока исполнения ранее выданных предписаний Роспатента об устранении выявленных нарушений.

Плановые выездные проверки проведены в четырех федеральных округах Российской Федерации.

Среди проверенных юридических лиц, включая внеплановые проверки: акционерных обществ (АО) — 38, учреждений высшего образования (Учреждения ВО) — 9, федеральных государственных бюджетных учреждений науки РАН (ФГБУН РАН) — 5, министерств — 4, федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) — 3, федеральных государственных бюджетных учреждений (ФГБУ) — 3, федеральных государственных бюджетных научных учреждений (ФГБНУ) — 2, федеральных служб — 1, государственных корпораций — 1, федеральных государственных учреждений (ФГУ) — 1.

 

Результаты проведения проверок государственных заказчиков

В 2019 году проведены плановые проверки в отношении государственных заказчиков: Минпромторг России, ГК «Роскосмос», ФСО России (информация ограниченного доступа).

В результате проверки Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности и Департамент радиоэлектронной промышленности) установлено следующее.

В рамках выполнения 50 государственных контрактов гражданского назначения (объем бюджетного финансирования — 7 705,42 млн руб.) создано 163 охраноспособных результата интеллектуальной деятельности, в отношении которых приняты меры по обеспечению правовой охраны.

В рамках выполнения 41 государственного контракта на выполнение НИОКТР военного, специального и двойного назначения (объем бюджетного финансирования — 3668 млн руб.) создано 134 охраноспособных результата интеллектуальной деятельности, в отношении которых приняты меры по обеспечению правовой охраны.

В результате проверки ГК «Роскосмос» установлено следующее.

В ходе выполнения 19 государственных контрактов военного, специального и двойного назначения (объем бюджетного финансирования — 45370,97 млн руб.) создано 148 охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых были приняты меры по обеспечению их правовой охраны.

Рассмотрены ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных заказчиков по вопросам управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. Анализ указанных документов показал следующее.

Организация работы по управлению правами Российской Федерации в части осуществления мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов, а также распоряжения такими правами, предусмотренных Правилами осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233 (далее — Правила), ГК «Роскосмос» и Минпромторгом России имеет ряд недостатков.

Цели управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, требования к создаваемым и используемым результатам интеллектуальной деятельности, меры, направленные на достижение мировой новизны и изобретательского уровня технических решений, положенных в основу создаваемых технологий и продукции, в стратегических документах Минпромторга России (Департамента радиоэлектронной промышленности) не отражены.

Работа по правовой охране созданных результатов интеллектуальной деятельности сводится, как правило, к признанию всей совокупности сведений, содержащихся в разработанной конструкторской и технологической документации, секретом производства (Минпромторг России) или отнесению разработанной технической документации к произведениям науки (ГК «Роскосмос»).

В результате проверок государственных заказчиков выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере, касающиеся:

  • проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну (Минпромторг России);

  • неоднозначности определения в заключаемых государственных контрактах на выполнение НИОКТР правообладателя (правообладателей) в отношении созданных результатов интеллектуальной деятельности (ГК «Роскосмос»);

  • выполнения мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по государственным контрактам, условиями которых установлено, что права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат Российской Федерации либо Российской Федерации и исполнителю совместно (Минпромторг России, ГК «Роскосмос»);

  • осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности (Минпромторг России, ГК «Роскосмос»).

Из рассмотрения и анализа отчетной документации (отчетов о патентных исследованиях) по ряду государственных контрактов следовало, что в ходе выполнения НИОКТР получены результаты интеллектуальной деятельности, в отношении которых возможна правовая охрана. При этом мероприятия по оформлению прав на такие результаты ГК «Роскосмос» не проводились.

Кроме того, ГК «Роскосмос» в адрес организаций-исполнителей решение о правовой охране полученного результата интеллектуальной деятельности (в ответ на уведомление на создание охраноспособного результата интеллектуальной деятельности) не направлялось.

В результате проверок также выявлены нарушения положений заключенных государственных контрактов, касающиеся:

  • направления организацией-исполнителем государственному заказчику уведомления о создании результатов интеллектуальной деятельности, способных к правовой охране (по государственным контрактам Минпромторга России, ГК «Роскосмос»);

  • направления государственным заказчиком (Минпромторг России, ГК «Роскосмос») в адрес организации-исполнителя решения о форме правовой охраны полученного результата, а также порядке его использования при выполнении государственного контракта;

  • направления организацией-исполнителем государственному заказчику отчетов о патентных исследованиях, проведение которых предусматривалось условиями государственных контрактов;

  • проведения организациями-исполнителями патентных исследований (по государственным контрактам Минпромторга России);

  • выполнения государственным заказчиком обязанности по осуществлению государственного учета результатов интеллектуальной деятельности (по государственным контрактам Минпромторга России, ГК «Роскосмос»).

По итогам проверок государственных заказчиков составлены акты проверок и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

 

Результаты проверок организаций — исполнителей государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидии

В ходе проверок организаций-исполнителей рассмотрено 544 государственных контракта (договора) на выполнение НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения.

Выявлено 567 нарушений обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.

Преимущественно отбор государственных контрактов (договоров) для проверки осуществлялся по критерию ожидаемой результативности НИОКТР в части результатов интеллектуальной деятельности.

Роспатентом проведено 30 плановых выездных проверок организаций — исполнителей государственных контрактов на выполнение НИОКТР военного, специального и двойного назначения.

В ходе указанных проверок рассмотрено 205 государственных контрактов, общая сумма финансирования которых составила 264,524 млрд рублей бюджетных средств.

В ходе выполнения работ по государственным контрактам из числа рассмотренных Роспатентом организациями-исполнителями в отношении 518 результатов интеллектуальной деятельности оформлены права на 76 изобретений, 28 полезных моделей, 4 промышленных образца, 44 программы для ЭВМ, 5 баз данных, 51 топологию интегральных микросхем, 310 секретов производства (ноу-хау).

В ходе проведенных проверок организациям-исполнителям выдано 29 предписаний с целью устранения выявленных нарушений.

Выявлены следующие нарушения.

В части закрепления прав — на 13 созданных результатов интеллектуальной деятельности (7 изобретений, 1 полезная модель, 5 программ для ЭВМ) — в 5 организациях. Закрепление прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществлено с нарушением норм законодательства Российской Федерации и условий государственных контрактов.

В части направления государственному заказчику сведений для осуществления государственного учета — в отношении 131 результата интеллектуальной деятельности — в 19 организациях.

Нарушения условий государственных контрактов в части уведомления исполнителем государственного заказчика о создании охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности — в 8 организациях.

Нарушения порядка установления режима коммерческой тайны в отношении созданных результатов интеллектуальной деятельности — в 6 организациях.

Нарушения, касающиеся согласования с государственным заказчиком использования предшествующей интеллектуальной собственности, принадлежащей исполнителю или третьим лицам, — в 4 организациях.

Нарушения, касающиеся выплаты поощрительного вознаграждения за создание охраноспособного результата интеллектуальной деятельности, — в 7 организациях.

Нарушения, касающиеся порядка закрепления исключительного права на созданные программы для ЭВМ и базы данных (обеспечения приобретения такого права у третьих лиц для передачи Российской Федерации), — в 5 организациях.

Нарушения, касающиеся заключения организациями с государственными заказчиками лицензионных договоров на право использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, при выполнении контрактных обязательств в рамках военно-технического сотрудничества, а также внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции, — в 3 организациях.

Нарушения положений заключенных лицензионных договоров на право использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, — в 3 организациях.

Нарушения в части распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности в договорах с соисполнителями — в 3 организациях.

Нарушения в части проведения патентных исследований:

  • не проведены патентные исследования — в 12 организациях;

  • отчеты о патентных исследованиях не соответствуют ГОСТ Р15.011–96 — в 3 организациях

Кроме того, выявлены факты непринятия мер по оформлению в соответствии с установленным порядком прав в отношении 15 результатов интеллектуальной деятельности (8 изобретений, 3 программы для ЭВМ, 2 базы данных, 1 полезная модель, 1 секрет производства (ноу-хау)) — в 7 организациях.

В 2019 году Роспатентом проведены 33 плановые выездные проверки организаций— исполнителей государственных контрактов (договоров) на выполнение НИОКТР гражданского назначения.

В ходе указанных проверок рассмотрено 339 государственных контрактов (договоров), общая сумма финансирования которых составила 29,872 млрд руб. бюджетных средств.

В ходе выполнения работ по государственным контрактам из числа рассмотренных Роспатентом организациями-исполнителями в отношении 641 результата интеллектуальной деятельности оформлены права на 253 изобретения, 89 полезных моделей, 2 промышленных образца, 133 программы для ЭВМ, 6 баз данных, 8 топологий интегральных микросхем, 150 секретов производства (ноу-хау).

Выявлены следующие нарушения.

В части направления сведений для осуществления (актуализации) государственного учета полученных результатов интеллектуальной деятельности: из 641 созданного результата интеллектуальной деятельности сведения в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения не внесены в отношении 420 результатов интеллектуальной деятельности, что составляет 65,5% от общего количества созданных результатов интеллектуальной деятельности по проверенным работам, — в 20 организациях.

В части уведомления организацией— исполнителем государственного заказчика о досрочном прекращении правовой охраны (действия патента Российской Федерации, полученного на имя организации-исполнителя) — в отношении 17 результатов интеллектуальной деятельности — в 7 организациях.

В части неправомерного закрепления прав на 27 результатов интеллектуальной деятельности (4,2% от общего количества результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках рассмотренных работ) — в 5 организациях.

Касающиеся невыполнения условий предоставления субсидии в части достижения показателей результативности работ по созданию охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, обеспечению их правовой охраны и вовлечению прав на них в экономический и гражданско-правовой оборот для создания инновационной продукции — в 6 организациях.

В части реализации права автора на вознаграждение за создание служебных результатов интеллектуальной деятельности.

Проведенные в 2019 году проверки показали, что уровень практического использования результатов интеллектуальной деятельности остается низким.

Не обеспечено выполнение условий договоров в части внедрения в производство (в том числе заключения с индустриальными партнерами лицензионных договоров) в отношении 239 созданных результатов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, конечная цель выполнения работ не достигнута, права на созданные результаты интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот не вовлечены.

Одной из причин непринятия мер к заключению лицензионных договоров является отсутствие у индустриальных партнеров мощностей и иного оснащения для выпуска соответствующей продукции.

Данные обстоятельства являются предпосылкой к необходимости корректировки порядка предоставления субсидий на проведение прикладных научно-исследовательских работ в части привлечения внебюджетных средств индустриальных партнеров.

В 2019 году по фактам невыполнения 11 организациями-исполнителями предписаний Роспатента об устранении выявленных нарушений и непредставления документов об их выполнении в установленный срок составлено 18 протоколов об административных правонарушениях.

В результате 11 организаций-исполнителей (в том числе должностные лица организаций-исполнителей) привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.5 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — в виде административных штрафов на общую сумму 80,3 тыс. руб.

В результате реализации Роспатентом контрольно-надзорных мероприятий контролируемыми лицами приняты необходимые меры по прекращению нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере, а также по:

  • осуществлению государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;

обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством и условиями государственных контрактов (договоров);

выплате авторских вознаграждений;

введению режима коммерческой тайны в отношении созданных результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с установленным порядком.

 

Информация о проверках

Дата последнего обновления страницы:

Все обновления

Размер шрифта

Интервал между буквами (кернинг):

Яндекс.Метрика