Обзор обращений граждан и организаций (физических и юридических лиц), обобщенная информация о результатах рассмотрения за 2023 год
В 2023 году в Роспатенте и ФИПС рассмотрено 2 052 обращения, которые поступили от граждан - 1 471, от юридических лиц - 581, их них по электронной почте и через сайт Роспатента - 848 Обращения граждан преобладают и составляют 72 % от общего количества рассмотренных обращений. Общее количество обращений по сравнению с 2022 года увеличилось на 8,8%, по сравнению с 2021 годом снизилось на 28,4%.
Сведения о распределении количества поступивших обращений по адресатам и географии поступления обращений приведены в таблице.
| Обращения адресованы: | Количество |
|---|---|
| в Роспатент | 735 |
| в другие органы государственной власти | 469 |
| в подведомственные Роспатенту организации | 848 |
| Обращения поступили: | Количество |
| из Российской Федерации | 2 024 |
| из стран СНГ | 24 |
| из стран дальнего зарубежья | 4 |
Распределение количества обращений граждан Российской Федерации по федеральным округам
| Федеральный округ | Количество обращений поступивших из федерального округа |
|---|---|
| Центральный | 743 |
| Приволжский | 238 |
| Северо-Западный | 216 |
| Южный | 121 |
| Сибирский | 127 |
| Уральский | 95 |
| Дальневосточный | 24 |
| Северо-Кавказский | 30 |
| Новые субъекты РФ | 9 |
| Электронные обращения без точного адреса | 421 |
Наибольшее количество обращений поступило из Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского округов.
Сведения за 2019–2023 годы о распределении количества обращений, поступивших в Роспатент и подведомственные ему организации, по поставленным в обращениях вопросам
| Группа, к которой отнесены поставленные в обращениях вопросы | Количество обращений | ||||
|---|---|---|---|---|---|
| 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
| Экспертиза заявок (сроки, процедура, результаты проведения экспертизы, делопроизводство) | 715 | 760 | 957 | 667 | 731 |
| Содействие изобретателям | 421 | 559 | 563 | 399 | 324 |
| Охранные документы (регистрация, продление и восстановление действия, внесение изменений и пр.) | 189 | 236 | 440 | 180 | 159 |
| Правовые вопросы | 179 | 280 | 252 | 316 | 482 |
| Уплата патентных пошлин | 201 | 302 | 284 | 81 | 91 |
| Предоставление патентно-информационных услуг | 45 | 79 | 121 | 68 | 65 |
| Договоры (регистрация, споры сторон) | 91 | 116 | 123 | 69 | 104 |
| Публикация (сроки, ошибки) | 24 | 24 | 31 | 17 | 24 |
| Регистрация открытий | 1 | 7 | 7 | 10 | 8 |
| Обучение, повышение квалификации и работа с патентными поверенными, вопросы международного сотрудничества | 3 | 5 | 4 | 6 | 3 |
| Кадровые вопросы и работа патентных поверенных | 11 | 12 | 5 | 4 | 2 |
| Прочие вопросы (в основном, не относящиеся к компетенции Роспатента и подведомственных ему организаций) | 31 | 44 | 78 | 69 | 59 |
| Всего: | 1911 | 2424 | 2865 | 1886 | 2052 |
Большая часть обращений (57%) касалась деятельности Роспатента, связанной с порядком предоставления государственных услуг
В обращениях ставились вопросы, связанные с процедурой и результатами проведения экспертизы, делопроизводством по заявкам, охранными документами, уплатой патентных пошлин, распоряжением правом на результаты интеллектуальной собственности, а также предоставлением патентно-информационных услуг.
Существенная часть поступивших в отчетный период обращений (43%) напрямую не относилась к предоставлению государственных услуг. В таких обращениях ставились вопросы внедрения, использования объектов патентного права и выплаты вознаграждения, оказания финансовой и иной помощи изобретателям при патентовании и реализации инноваций, нарушения и восстановления прав и другие.
Из общего объема рассмотренных обращений 80,5% составляют заявления, 18,6% — жалобы и 0,9% — предложения.
За отчетный период доля обоснованных жалоб, поступивших по заявкам, составила:
-
по объектам патентного права - 1,1 жалобы на 10 тыс. заявок
-
по средствам индивидуализации - 2,9 жалобы на 10 тыс. заявок
-
по заявкам на ПрЭВМ, БД и ТИМС - 0 жалоб на 10 тыс. заявок
В связи с поступлением жалоб, признанных по результатам их рассмотрения обоснованными, приняты меры по устранению выявленных нарушений и причин, которые привели к поступлению жалоб
Статистика обращений граждан с просьбой о предоставлении консультаций
Бесплатные консультации по вопросам общего характера, ответы на которые не требуют системного анализа законодательных и подзаконных актов в области охраны интеллектуальной собственности, а также по вопросам справочного характера предоставляет консультационно-справочный пункт (далее - КСП) Роспатента и ФИПС.
Всего за отчетный период в КСП предоставлено 105 742 консультации по 182 949 вопросам, из них:
-
39 058 консультаций по 50 287 вопросам по телефонам КСП имели справочный характер;
-
62 249 консультаций по 125 476 вопросам по телефонам КСП и непосредственно в КСП имели консультационный характер;
-
4 435 консультаций по 7 186 вопросам предоставлено письменно по электронной почте.
Наибольшее количество вопросов относится к составлению, подаче, рассмотрению заявок, а также к действию охранных документов, порядку уплаты пошлин, большая часть вопросов касается товарных знаков.
В 2023 году по сравнению с 2022 годом общее количество консультаций уменьшилось на 7711 (6,8%), при этом общее количество заданных вопросов увеличилось на 1075 (0,6%); число устных консультаций и справок уменьшилось на 8169 (7,5%), при этом заданное количество вопросов увеличилось на 160 (0,09%); число письменных консультаций увеличилось на 458 (11,5%), количество поставленных вопросов увеличилось на 915 (14,6%).
(СКАЧАТЬ; PDF-245 Кб)