Обзор обращений граждан и организаций (физических и юридических лиц), обобщенная информация о результатах рассмотрения за 2022 год
В 2022 году в Роспатенте и ФИПС рассмотрено 1 886 обращений, которые поступили от граждан - 1 379, от юридических лиц - 507, их них по электронной почте и через сайт Роспатента - 660 Обращения граждан преобладают и составляют 73 % от общего количества рассмотренных обращений. Общее количество обращений по сравнению с 2021 годом снизилось на 34%.
Сведения о распределении количества поступивших обращений по адресатам и географии поступления обращений приведены в таблице.
| Обращения адресованы: | Количество |
|---|---|
| в Роспатент | 579 |
| в другие органы государственной власти | 492 |
| в подведомственные Роспатенту организации | 815 |
| Обращения поступили: | Количество |
| из Российской Федерации | 1851 |
| из стран СНГ | 27 |
| из стран дальнего зарубежья | 8 |
Распределение количества обращений граждан Российской Федерации по федеральным округам
| Федеральный округ | Количество обращений поступивших из федерального округа |
|---|---|
| Центральный | 604 |
| Приволжский | 175 |
| Северо-Западный | 131 |
| Южный | 100 |
| Сибирский | 85 |
| Уральский | 66 |
| Дальневосточный | 45 |
| Северо-Кавказский | 21 |
| Электронные обращения без точного адреса | 624 |
Наибольшее количество обращений поступило из Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Южного округов.
Сведения за 2018–2022 годы о распределении количества обращений, поступивших в Роспатент и подведомственные ему организации, по поставленным в обращениях вопросам
| Группа, к которой отнесены поставленные в обращениях вопросы | Количество обращений | ||||
|---|---|---|---|---|---|
| 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
| Экспертиза заявок (сроки, процедура, результаты проведения экспертизы, делопроизводство) | 598 | 715 | 760 | 957 | 667 |
| Содействие изобретателям | 357 | 421 | 559 | 563 | 399 |
| Охранные документы (регистрация, продление и восстановление действия, внесение изменений и пр.) | 175 | 189 | 236 | 440 | 180 |
| Правовые вопросы | 158 | 179 | 280 | 252 | 316 |
| Уплата патентных пошлин | 205 | 201 | 302 | 284 | 81 |
| Предоставление патентно-информационных услуг | 47 | 45 | 79 | 121 | 68 |
| Договоры (регистрация, споры сторон) | 98 | 91 | 116 | 123 | 69 |
| Публикация (сроки, ошибки) | 28 | 24 | 24 | 31 | 17 |
| Регистрация открытий | 1 | 1 | 7 | 7 | 10 |
| Обучение, повышение квалификации и работа с патентными поверенными, вопросы международного сотрудничества | 1 | 3 | 5 | 4 | 6 |
| Кадровые вопросы и работа патентных поверенных | 7 | 11 | 12 | 5 | 4 |
| Прочие вопросы (в основном, не относящиеся к компетенции Роспатента и подведомственных ему организаций) | 8 | 31 | 44 | 78 | 69 |
| Всего: | 1683 | 1911 | 2424 | 2865 | 1886 |
Большая часть обращений (57%) касалась деятельности Роспатента, связанной с порядком предоставления государственных услуг
В обращениях ставились вопросы, связанные с процедурой и результатами проведения экспертизы, делопроизводством по заявкам, охранными документами, уплатой патентных пошлин, распоряжением правом на результаты интеллектуальной собственности, а также предоставлением патентно-информационных услуг.
Существенная часть поступивших в отчетный период обращений (43%) напрямую не относилась к предоставлению государственных услуг.
В таких обращениях ставились вопросы внедрения, использования объектов патентного права и выплаты вознаграждения, оказания финансовой и иной помощи изобретателям при патентовании и реализации инноваций, нарушения и восстановления прав и другие.
Из общего объема рассмотренных обращений 79,7% составляют заявления, 19,6% — жалобы и 0,7% — предложения.
За отчетный период доля обоснованных жалоб, поступивших по заявкам, составила:
-
по объектам патентного права - 1,2 жалобы на 10 тыс. заявок
-
по средствам индивидуализации - 3 жалобы на 10 тыс. заявок
-
по заявкам на ПрЭВМ, БД и ТИМС - 0,6 жалобы на 10 тыс. заявок
В связи с поступлением жалоб, признанных по результатам их рассмотрения обоснованными, приняты меры по устранению выявленных нарушений и причин, которые привели к поступлению жалоб
Статистика обращений граждан с просьбой о предоставлении консультаций
Бесплатные консультации по вопросам общего характера, ответы на которые не требуют системного анализа законодательных и подзаконных актов в области охраны интеллектуальной собственности, а также по вопросам справочного характера предоставляет консультационно-справочный пункт (далее - КСП) Роспатента и ФИПС.
Всего за отчетный период в КСП поступило 113 453 обращения, в связи с которыми предоставлены консультации и справки по 181 874 вопросам:
-
45 500 обращений по 59 445 вопросам по телефонам КСП имели справочный характер;
-
63 976 обращений по 116 158 вопросам по телефонам КСП и непосредственно в КСП имели консультационный характер;
-
3 977 обращений по 6 271 вопросу поступили по электронной почте в Роспатент и ФИПС, а также через сайт Роспатента.
Наибольшее количество вопросов относится к составлению, подаче, рассмотрению заявок, а также к действию охранных документов, порядку уплаты пошлин, большая часть вопросов касается товарных знаков.
В 2022 году по сравнению с 2021 годом общее количество поступивших в КСП обращений возросло на 6 439 (6%), число устных консультаций и справок увеличилось на 6 736 (6,6%), число письменных консультаций уменьшилось на 297 (6,9%)
(СКАЧАТЬ; PDF-242 Кб)