Обзор обращений граждан и организаций (физических и юридических лиц), обобщенная информация о результатах рассмотрения за 2021 год
В 2021 году в Роспатенте и ФИПС рассмотрено 2865 обращений, которые поступили от граждан — 2274, от юридических лиц — 591, из них по электронной почте и через сайт Роспатента — 1636. Обращения граждан преобладают и составляют 79% от общего количества рассмотренных обращений. Общее количество обращений по сравнению с 2020 годом увеличилось на 18%.
Сведения о распределении количества поступивших обращений по адресатам и географии поступления обращений приведены в таблице.
| Обращения адресованы: | Количество |
|---|---|
| в Роспатент | 1378 |
| в другие органы государственной власти | 441 |
| в подведомственные Роспатенту организации | 1046 |
| Обращения поступили: | Количество |
| из Российской Федерации | 2775 |
| из стран СНГ | 76 |
| из стран дальнего зарубежья | 14 |
Распределение количества обращений граждан Российской Федерации по федеральным округам
| Федеральный округ | Количество обращений поступивших из федерального округа |
|---|---|
| Центральный | 747 |
| Приволжский | 194 |
| Северо-Западный | 183 |
| Южный | 156 |
| Сибирский | 96 |
| Уральский | 84 |
| Дальневосточный | 39 |
| Северо-Кавказский | 30 |
| Из Интернета без точного адреса | 1246 |
Наибольшее количество обращений поступило из Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Южного округов.
Сведения за 2017–2021 годы о распределении количества обращений, поступивших в Роспатент и подведомственные ему организации, по поставленным в обращениях вопросам
| Группа, к которой отнесены поставленные в обращениях вопросы | Количество обращений | ||||
|---|---|---|---|---|---|
| 2017 | 2016 | 2019 | 2020 | 2021 | |
| Экспертиза заявок (сроки, процедура, результаты проведения экспертизы, делопроизводство) | 739 | 598 | 715 | 760 | 957 |
| Содействие изобретателям | 212 | 357 | 421 | 559 | 563 |
| Охранные документы (регистрация, продление и восстановление действия, внесение изменений и пр.) | 237 | 175 | 189 | 236 | 440 |
| Правовые вопросы | 255 | 158 | 179 | 280 | 252 |
| Уплата патентных пошлин | 289 | 205 | 201 | 302 | 284 |
| Предоставление патентно-информационных услуг | 47 | 47 | 45 | 79 | 121 |
| Договоры (регистрация, споры сторон) | 118 | 98 | 91 | 116 | 123 |
| Публикация (сроки, ошибки) | 22 | 28 | 24 | 24 | 31 |
| Регистрация открытий | 3 | 1 | 1 | 7 | 7 |
| Обучение, повышение квалификации и работа с патентными поверенными, вопросы международного сотрудничества | 2 | 1 | 3 | 5 | 4 |
| Кадровые вопросы и работа патентных поверенных | 4 | 7 | 11 | 12 | 5 |
| Прочие вопросы (в основном, не относящиеся к компетенции Роспатента и подведомственных ему организаций) | 73 | 8 | 31 | 44 | 78 |
| Всего: | 2001 | 1683 | 1911 | 2424 | 2865 |
Большая часть обращений (68%) касалась деятельности Роспатента, связанной с порядком предоставления государственных услуг.
По сравнению с прошлым годом увеличилось количество обращений, связанных с процедурой и результатами проведения экспертизы, делопроизводством по заявкам, охранными документами, а также предоставлением патентно-информационных услуг.
Существенная часть поступивших в отчетный период обращений (32%) напрямую не относилась к предоставлению государственных услуг. В таких обращениях ставились вопросы внедрения, использования объектов патентного права и выплаты вознаграждения, оказания финансовой и иной помощи изобретателям при патентовании и реализации инноваций, нарушения и восстановления прав и другие.
Из общего объема рассмотренных обращений 86,5% составляют заявления, 13,2% — жалобы и 0,3% — предложения.
За отчетный период доля обоснованных жалоб, поступивших по заявкам, составила:
по объектам патентного права — 1 жалоба на 10 тыс. заявок;
по средствам индивидуализации — 4 жалобы на 10 тыс. заявок.
По заявкам на ПрЭВМ, БД и ТИМС обоснованных жалоб не поступало.
В связи с поступлением жалоб, признанных по результатам их рассмотрения обоснованными, приняты меры по устранению выявленных нарушений и причин, которые привели к поступлению жалоб.
Статистика обращений граждан с просьбой о предоставлении консультаций
Бесплатные консультации по вопросам общего характера, ответы на которые не требуют системного анализа законодательных и подзаконных актов в области охраны интеллектуальной собственности, а также по вопросам справочного характера предоставляет консультационно-справочный пункт (далее — КСП) Роспатента и ФИПС.
Всего за отчетный период в КСП поступило 107014 обращений, в связи с которыми предоставлены консультации и справки по 161668 вопросам:
29208 обращений по 35844 вопросам по телефонам КСП имели справочный характер;
73532 обращения по 12013 вопросам по телефонам КСП имели консультационный характер;
4 274 обращения по 5 611 вопросам поступили по электронной почте в Роспатент и ФИПС, а также через сайт Роспатента.
Наибольшее количество вопросов относится к составлению, подаче, рассмотрению заявок, а также действию охранных документов, уплате пошлин, при этом большая часть вопросов касается товарных знаков.
В 2021 году по сравнению с 2020 годом общее количество поступивших в КСП обращений возросло на 6853 (6,8%), число устных консультаций и справок увеличилось на 7444 (7,8%), число письменных консультаций уменьшилось на 591 (12,1%).
(СКАЧАТЬ; PDF-429 Кб)