Обзор обращений граждан и организаций (физических и юридических лиц), обобщенная информация о результатах рассмотрения за 2020 год
В 2020 году в Роспатенте и подведомственных ему организациях было рассмотрено 2424 обращения, из которых поступило: от граждан—1966, от юридических лиц—458, их них по электронной почте и через сайт Роспатента—1430. Обращения граждан преобладают и составляют 81% от общего количества рассмотренных обращений. Общее количество обращений по сравнению с 2019 г. увеличилось на 26,8%.
Сведения о распределении количества поступивших обращений по адресатам и географии поступления обращений приведены в таблице.
| Обращения адресованы: | Количество |
|---|---|
| в Роспатент | 1262 |
| в другие органы государственной власти | 470 |
| в подведомственные Роспатенту организации | 692 |
| Обращения поступили: | Количество |
| из Российской Федерации | 2389 |
| из стран СНГ | 24 |
| из стран дальнего зарубежья | 11 |
Наибольшее количество обращений поступает из Центрального, Северо-Западного, Южного, При- 58 59 волжского, Сибирского и Уральского округов. Об - ращения из указанных округов в сумме составляют 55% от общего количества обращений из Российской Федерации. В 2020 году увеличилось количество электронных обращений, поступивших посредством сети Интернет.
Они составили 42,5% от общего количества поступивших обращений из Российской Федерации. Распределение количества обращений граждан Российской Федерации по федеральным округам приведено в таблице.
Распределение количества обращений граждан Российской Федерации по федеральным округам
| Федеральный округ | Количество обращений поступивших из федерального округа |
|---|---|
| Центральный | 588 |
| Приволжский | 165 |
| Южный | 184 |
| Северо-Западный | 196 |
| Сибирский | 119 |
| Уральский | 59 |
| Дальневосточный | 30 |
| Северо-Кавказский | 32 |
| Из Интернета без точного адреса | 1016 |
Сведения за 2016–2020 годы о распределении количества обращений, поступивших в Роспатент и под - ведомственные ему организации, по поставленным в обращениях вопросам.
| Группа, к которой отнесены поставленные в обращениях вопросы | Количество обращений | ||||
|---|---|---|---|---|---|
| 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
| Экспертиза заявок (сроки, процедура, результаты проведения экспертизы, делопроизводство) | 688 | 739 | 598 | 715 | 760 |
| Содействие изобретателям | 341 | 212 | 357 | 421 | 559 |
| Охранные документы (регистрация, продление и восстановление действия, внесение изменений и пр.) | 306 | 237 | 175 | 189 | 236 |
| Правовые вопросы | 270 | 255 | 158 | 179 | 280 |
| Уплата патентных пошлин | 237 | 289 | 205 | 201 | 302 |
| Предоставление патентно-информационных услуг | 143 | 47 | 47 | 45 | 79 |
| Договоры (регистрация, споры сторон) | 118 | 118 | 98 | 91 | 116 |
| Публикация (сроки, ошибки) | 35 | 22 | 28 | 24 | 24 |
| Регистрация открытий | 5 | 3 | 1 | 1 | 7 |
| Обучение, повышение квалификации и работа с патентными поверенными, вопросы международного сотрудничества | 2 | 2 | 1 | 3 | 5 |
| Кадровые вопросы и работа патентных поверенных | 9 | 4 | 7 | 11 | 12 |
| Прочие вопросы (в основном, не относящиеся к компетенции Роспатента и подведомственных ему организаций) | 29 | 73 | 8 | 31 | 44 |
| Всего: | 2183 | 2001 | 1683 | 1911 | 2424 |
Большая часть обращений (62,5%) касалась деятельности Роспатента, связанной с порядком предоставления государственных услуг.
По сравнению с прошлым годом увеличилось количество обращений, связанных с процедурой и результатами проведения экспертизы, делопроизводством по заявкам, охранными документами, уплатой патентных пошлин, правовыми вопросами, предоставлением патентно-информационных услуг, а также с вопросами, касающимися помощи изобретателям при патентовании.
Существенная часть поступивших в отчетный период обращений (37,5%) напрямую не относилась к предоставлению государственных услуг. В таких обращениях ставились вопросы, касающиеся по - мощи в оформлении и подаче заявок, внедрения, использования объектов патентного права и выплаты вознаграждения, оказания финансовой и иной помощи изобретателям при патентовании и реализации инноваций, нарушения и восстановления прав и другие.
Из общего объема рассмотренных обращений 88,6% составляют заявления, 10,8 % — жалобы и 0,6 % — предложения.
За отчетный период доля обоснованных жалоб, по - ступивших по заявкам, составила:
-
по объектам патентного права — 2,8 жалобы на 10 тыс. заявок;
-
по средствам индивидуализации —3,9 жалобы на 10 тыс. заявок.
По заявкам на ПрЭВМ, БД и ТИМС обоснованных жалоб не поступало.
В связи с поступлением жалоб, признанных по результатам их рассмотрения обоснованными, приняты меры по устранению выявленных нарушений и причин, которые привели к поступлению жалоб.
Бесплатные консультации по вопросам общего характера, ответы на которые не требуют системного анализа законодательных и подзаконных актов в области охраны интеллектуальной собственности, а также по вопросам справочного характера предоставляет консультационно-справочный пункт (далее — КСП) Роспатента и ФИПС.
Всего за отчетный период в КСП поступило 100161 обращений, в связи с которыми предоставлены консультации и справки по 159 722 вопросам:
-
32432 обращения по 42925 вопросам по телефонам КСП имели справочный характер;
-
62864 обращения по 108040 вопросам по телефонам КСП и непосредственно в КСП имели консультационный характер;
-
4 865 обращений по 8 757 вопросам поступили по электронной почте в Роспатент и ФИПС, а также через сайт Роспатента.
Наибольшее количество вопросов относится к составлению, подаче, рассмотрению заявок, а также действию охранных документов, уплаты пошлин, большая часть вопросов касается товарных знаков.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом общее количество поступивших в КСП обращений возросло на 20942 (26%), число устных консультаций увеличилось на 21499 (29%), число письменных консультаций уменьшилось на 557 (10,3%).
(СКАЧАТЬ; PDF-224 Кб)