Обзор обращений граждан и организаций (физических и юридических лиц), обобщенная информация о результатах рассмотрения за 2019 год
В 2019 году в Роспатенте и подведомственных ему организациях было рассмотрено 1911 обращений, из которых 1489 поступило от граждан, 422 от юридических лиц, из них по электронной почте и через сайт Роспатента 841, адресованных:
-
в Роспатент – 890
-
в другие органы государственной власти - 485
-
в подведомственные Роспатенту организации - 536
Обращения граждан преобладают и составляют 78% от общего количества рассмотренных обращений. Общее количество обращений по сравнению с 2018 годом увеличилось на 13,5%.
География поступления обращений:
-
из Российской Федерации - 1859
-
из стран СНГ - 42
-
из стран дальнего зарубежья - 10
Наибольшее количество обращений поступает из Центрального, Южного, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского и Уральского округов. Обращения из указанных округов в сумме составляют 64,6% от общего количества обращений из Российской Федерации. В 2019 году увеличилось количество электронных обращений, поступивших из Интернета без точного адреса. Они составили 31,4% от общего количества поступивших обращений из Российской Федерации.
Распределение количества обращений граждан Российской Федерации по федеральным округам
| Федеральный округ | Количество обращений поступивших из федерального округа |
|---|---|
| Центральный | 528 |
| Приволжский | 175 |
| Южный | 197 |
| Северо-Западный | 149 |
| Сибирский | 88 |
| Уральский | 65 |
| Дальневосточный | 37 |
| Северо-Кавказский | 36 |
| Из Интернета без точного адреса | 584 |
Большая часть обращений (66%) касалась деятельности Роспатента, связанной с порядком предоставления государственных услуг.
По сравнению с прошлым годом увеличилось количество обращений, связанных с процедурой и результатами проведения экспертизы, делопроизводством по заявкам, охранными документами, правовыми вопросами, а также вопросами, касающимися помощи изобретателям при патентовании.
Существенная часть поступивших в отчетный период обращений (34%) напрямую не относилась к предоставлению государственных услуг. В таких обращениях ставились вопросы, касающиеся помощи в оформлении и подаче заявок, внедрения, использования объектов патентного права и выплаты вознаграждения, оказания финансовой и иной помощи изобретателям при патентовании и реализации инноваций, нарушения и восстановления прав и другие.
Сведения о распределении количества обращений, , поступивших в Роспатент и подведомственные ему организации, по поставленным в обращениях вопросам за 2016-2019 гг.
| Группа, к которой отнесены поставленные в обращениях вопросы | Количество обращений | |||
|---|---|---|---|---|
| 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
| Экспертиза заявок (сроки, процедура, результаты проведения экспертизы, делопроизводство) | 688 | 739 | 598 | 715 |
| Содействие изобретателям | 341 | 212 | 357 | 421 |
| Охранные документы (регистрация, продление и восстановление действия, внесение изменений и пр.) | 306 | 237 | 175 | 189 |
| Правовые вопросы | 270 | 255 | 158 | 179 |
| Уплата патентных пошлин | 237 | 289 | 205 | 201 |
| Предоставление патентно-информационных услуг | 143 | 47 | 47 | 45 |
| Договоры (регистрация, споры сторон) | 118 | 118 | 98 | 91 |
| Публикация (сроки, ошибки) | 35 | 22 | 28 | 24 |
| Регистрация открытий | 5 | 3 | 1 | 1 |
| Обучение, повышение квалификации и работа с патентными поверенными, вопросы международного сотрудничества | 2 | 2 | 1 | 3 |
| Кадровые вопросы и работа патентных поверенных | 9 | 4 | 7 | 11 |
| Прочие вопросы (в основном, не относящиеся к компетенции Роспатента и подведомственных ему организаций) | 29 | 73 | 8 | 31 |
| Всего: | 2183 | 2001 | 1683 | 1911 |
Из общего объема рассмотренных обращений 88% составляют заявления, 11% жалобы и 1% предложения.
За 2019 год доля обоснованных жалоб не вышла за рамки показателей, установленных Государственным заданием.
За отчетный период доля обоснованных жалоб составила:
-
по объектам патентного права — 1,5 жалобы на 10 тыс. заявок;
-
по средствам индивидуализации — 1,4 жалобы на 10 тыс. заявок;
-
по ПРЭВМ, БД и ТИМС — 1,9 жалобы на 10 тыс. заявок.
В связи с поступлением жалоб, признанных по результатам их рассмотрения обоснованными, приняты меры по устранению выявленных нарушений и причин, которые привели к поступлению жалоб.
Бесплатные консультации по вопросам общего характера, ответы на которые не требуют системного анализа законодательных и подзаконных актов в области охраны интеллектуальной собственности, а также по вопросам справочного характера предоставляет консультационно-справочный пункт (далее — КСП) Роспатента и ФИПС.
Всего за отчетный период в КСП поступило 79219 обращений, в связи с которыми предоставлены консультации и справки по 127465 вопросам:
-
32592 обращения по 42892 вопросам поступили по справочному телефону;
-
5422 обращения по 7964 вопросам поступили по электронной почте в Роспатент и ФИПС, а также через сайт Роспатента;
-
41205 обращений по 76609 вопросам поступили на участок устных консультаций КСП.
Наибольшее количество вопросов относится к составлению, подаче, рассмотрению заявок, а также действию охранных документов, уплаты пошлин, причем около половины вопросов касаются товарных знаков.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом общее количество поступивших в КСП обращений возросло на 2951 (3,9%), число устных консультаций увеличилось на 10543 (34,4%), число письменных консультаций на 1811 (50,2%).
(СКАЧАТЬ; PDF-171 Кб)