Рейинг@Mail.ru

Радио «Эхо Москвы»: В России растет интерес к регистрации региональных брендов

 

Интерес производителей к региональному брендированию стабильно рос в последние 3-4 года, прибавляя ежегодно около 13% заявок в этой категории в Роспатент. В 2020 году общее количество заявок составило 122 единицы, что на 22% больше, чем в 2019 году. Стоимость регистрации демократичная – 31,5 тыс. рублей. Но есть еще четыре причины, почему производители и региональные власти заинтересованы в регистрации местных брендов.

 

1: Правовое поле стало комфортней

В июле 2020 года вступил в силу закон № 230-ФЗ, который ввел в Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) новый объект интеллектуальных прав — «географическое указание» (ГУ) и уточнил режим правовой охраны «наименований мест происхождения товаров» (НМПТ).

В Роспатенте считают, что принятие закона было обусловлено потребностью в охране большого количества отечественных обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией, но не могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ в связи с «жесткими» требованиями законодательства к этому объекту. Регистрируя НМПТ необходимо иметь заключение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о том, что товар:

производится исключительно в границах данного географического объекта,

при его производстве используются только местные продукты и сырье,

в целом он обладает особыми свойствами, характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 5 ст. 1522 ГК РФ).

Например, адыгейский сыр был зарегистрирован с условием, что для созревания он укладывается в корзины из веток сливового дерева.

Требования при регистрации ГУ более «мягкие» по сравнению с НМПТ. Для получения свидетельства на ГУ заключения федерального органа не требуется. Также снимается требование к уникальности товара, обоснованной местом его происхождения, и отменяются требования о выполнении всех этапов производства в определенной местности. Достаточно, чтобы хотя бы один из этапов производства осуществлялся на территории соответствующего географического объекта.

Наталия Радченко, Патентный поверенный РФ, к.ю.н, Советник юридической фирмы «Городисский и Партнеры», пояснила, в чем разница между НМПТ и ГУ, и какие нюансы важно знать потенциальному заявителю:

— «И наименование места происхождения товара, и географическое указание предназначены для маркировки товара, характеристики которого тесно связаны с его географическим происхождением. Именно поэтому эти средства индивидуализации часто называют «региональными брендами».

Разница между этими ОИС заключается, во-первых, в самом обозначении. Так, в качестве НМПТ может быть зарегистрировано только словесное обозначение, являющееся наименованием географического объекта, на территории которого осуществляется производство товара с особыми уникальными свойствами. Для регистрации ГУ возможен более широкий выбор обозначения — любое, т.е. оно может быть, в том числе, и графическим, и комбинированным, позволяющим идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта.

Во-вторых, для регистрации НМПТ обозначение должно стать известным в результате использования для маркировки товаров, в то время как для ГУ известность обозначения не является обязательным условием регистрации. Главное, чтобы ГУ позволяло идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта.

В-третьих, для НМПТ характерна жесткая взаимосвязь особых свойств товара с природными и (или) людскими факторами, характерными для данного географического объекта, и вытекающее из этого требование осуществления всех стадий производства на территории этого объекта. Для ГУ достаточно осуществления хотя бы одной стадии производства товара, оказывающей существенное влияние на формирование характеристик товара и, следовательно, определенные качество, репутация и другие характеристики товара, в отношении которого может быть зарегистрировано ГУ, в значительной степени (а не исключительно как для НМПТ) связаны с его географическим происхождением.

Требования к материалам заявки на НМПТ и ГУ также имеют отличия: для регистрации НМПТ необходимо заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиями п.1 ст.1516 ГК РФ; к заявке на ГУ заявитель предоставляет документы, подтверждающие производство товара с соответствующими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением».

 

2: Региональный бренд – основа экономики и туризма

Пармская ветчина, мексиканская текила, сыр пармезан или Рокфор известны во всем мире – это бренд, а за бренд потребитель готов платить. В Европе зарегистрировано более 800 региональных продуктов, они стали основой экономики многих регионов, одним из способов привлечения туристов.

Брендированием российской продукции успешно занимались купцы и фабриканты с середины XIX века. С тех пор нам известны такие выражения, как тульский пряник, тамбовский окорок, Белевская пастила, башкирский или алтайский мед, кавказские воды и др. Но сегодня в России выпускается более 40 тысяч наименований только продовольственной продукции, среди которых есть достойные претенденты на регистрацию географического указания. Они могут стать не только федеральным, но и международным брендом.

Эксперты считают, что каждый субъект РФ может заявить по 5-6 видов продовольственной продукции, достойной регионального брендирования.

Брендом может стать даже историческое событие. Так, Нижегородская область возродила бренд Нижегородской ярмарки. Костромская область использует марку «Иван Сусанин». Здесь открыты туристический маршрут «Сусанинская тропа» с театрализованным действом и Музей сусанинского подвига, выпускается водка «Иван Сусанин» и другие товары.

Символ российской глуши – город Урюпинск – можно смело назвать зачинщиком регионального брендирования в новом веке. До ближайших областных центров – 350-500 км, а железнодорожная ветка обрывается прямо в центре города. Но именно этот город воплотил в 2000 году бренд-проект «Урюпинск — центр российской провинции». Местная текстильная фабрика выпустила майки со слоганами «Брошу все — уеду в Урюпинск», «Москва — Париж — УРЮПИНСК», «Урюпинск — пуп земли». В провинцию поехали туристы, которые стали охотно раскупать местные товары.

«Репутация, приобретенная в регионе производства товара, обеспечивает конкурентоспособность продукции и дает шанс на успех в реализации товара за пределами региона, что и принесет экономические выгоды региону. А правовой основой для защиты от недобросовестных действий конкурентов станет зарегистрированное право на НМПТ или ГУ», — поясняет Наталия Радченко.

Наличие на некоторых территориях туристических брендов сохранило экономику этих регионов и во время ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Курорты Краснодарского края, например, приняли в 2020 году 11,5 млн. туристов. Это меньше, чем в 2018-2019 годах, когда на юг приезжали по 18 млн. отдыхающих в год. Но, тем не менее, показатели не стали обвальными.

Сегодня в Роспатенте зарегистрировано 12 НМПТ и 1 ГУ Краснодарского края. Это самый большой показатель среди регионов РФ.

 

3: Доверие клиента

Использование географических указаний и НМПТ выгодно всем сторонам:

Инвесторы и производители могут рассчитывать на увеличение прибыли за счет активного продвижения товара и роста продаж, масштабирования бизнеса.

Потребители могут быть уверены в качестве и уникальности продукции, сопровождаемой знаком ГУ или НМПТ.

Региональным властям открываются новые возможности для привлечения инвестиций, развития бизнеса и туризма, создания новых рабочих мест, увеличения налогооблагаемой базы, если на территории есть производители товаров с указанием ГУ и НМПТ.

Выход продукции на общероссийский и международный рынок принесет развитие экономики самого субъекта и страны в целом.

 

4: Как проходит регистрация и на что может рассчитывать правообладатель

Руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, сообщил, что в его ведомство поступает по 100 заявок в год на регистрацию НМПТ. «Грамотное управление этими объектами интеллектуальной собственности будет настоящим драйвером развития региональной экономики, — уверен руководитель. Согласно открытым реестрам, Роспатентом сейчас зарегистрировано 299 наименований места происхождения товара и географических указаний. До недавнего времени интерес к ним был невелик, поскольку такая форма защиты давалась сразу ряду компаний. Если раньше необходимость делить бренд с соседями казалась обузой, то теперь пришло понимание, что развитие традиционных продуктов может стать весомым преимуществом на рынке.

Подать заявку в Роспатент имеют право юридические и физические лица, а также группы и объединения юрлиц или физлиц.

Согласно Руководству по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара Роспатента, «для регистрации географического указания заявитель сам собирает и представляет в Роспатент документы, подтверждающие, что он производит товар, обладающий определенным качеством, репутацией или другими характеристиками товара, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением».

После проведения экспертизы Роспатент принимает решение о предоставлении исключительного права на ГУ или НМПТ и регистрирует его в Госреестре.

После получения свидетельства правообладатель может наносить маркировку на свою продукцию и запрещать выпуск контрафактных товаров, «на которых незаконно использованы географическое указание или НМПТ или сходные с ними до степени смешения обозначения». За это нарушение правообладатель может через суд взыскать с нарушителя компенсацию до 5 млн. руб. или двукратный размер стоимости контрафактных товаров (ст. 1537 ГК РФ).

Примеры того, как на практике решались подобные дела приводит Наталия Радченко, Патентный поверенный РФ, к.ю.н, Советник юридической фирмы «Городисский и Партнеры»:

— Учитывая, что положения о ГУ закреплены в законодательстве только в июне прошлого года и споров по этому объекту еще не было, остановимся на нарушении прав на НМПТ, которое имеет несколько аспектов:

 

Кейс №1. Использование НМПТ лицом, не являющимся обладателем свидетельства о праве на НМПТ:

Так, общество «Обуховские минеральные воды» — обладатель свидетельства на НМПТ «Обуховская» (зарегистрировано для минеральной воды в 1999г) — обратилось в суд с иском к обществу «Айседора» с требованием прекратить выпуск минеральной воды с использованием наименования места происхождения товара «Обуховская», изъять из оборота и уничтожить за счет нарушителя этикетки и взыскать компенсацию в размере 5 000 000 руб.

Ответчик, не имеющий соответствующего свидетельства на право использования этого НМПТ, несколько лет разливал воду из Обуховского месторождения в бутылки, снабжая их этикетками с соответствующим названием. На момент рассмотрения иска им была подана в Роспатент заявка на регистрацию права использования НМПТ «Обуховская».

Суд удовлетворил иск о запрете использования ответчиком НМПТ «Обуховская», поскольку не допускается использование зарегистрированного НМПТ лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара (п. 3 ст. 1519 ГК РФ) и взыскал компенсацию, снизив ее размер до 3 500 000 руб. с учетом представленных документов.

 

Кейс №2. Использование НМПТ для маркировки продукции, в отношении которой НМПТ не было зарегистрировано;

НМПТ «Угличская» зарегистрировано также для минеральной воды. Обладателями свидетельств являются два субъекта, один из которых разливал минеральную воду из старейшего источника (1903 г.) и производил ароматизированный напиток «Кола», маркируя его упаковку тем же обозначением «Угличская».

Второй обладатель свидетельства на НМПТ «Угличская» подал иск к первому с требованием прекратить использование НМПТ «Угличская» при производстве напитка «Кола», удалить с контрафактных упаковок (пластиковых бутылок) незаконно используемое НМПТ и опубликовать судебное решение. Иск был удовлетворен.

Однако в спорных случаях не обязательно дожидаться, когда объект интеллектуальной собственности будет зарегистрирован, чтобы потом его оспорить. Закон позволяет оспорить регистрацию в процессе рассмотрения Роспатентом: «любое лицо в течение трех месяцев с момента принятия заявки на ГУ или НМПТ к рассмотрению вправе представить в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны ГУ или НМПТ и (или) против предоставления исключительного права на такое ГУ или НМПТ».

 

Илья Надточей, аналитик ИРТТЭК
Оригинал материала

 

Напечатать

Поделиться:

Дата последнего обновления страницы:

Все обновления
следующая новость
Продолжается приём заявок на Премию ВОИР-2021!
к списку новостей

Размер шрифта

Интервал между буквами (кернинг):

Рейтинг@Mail.ru