Обзор обращений граждан и организаций (физических и юридических лиц), обобщенная информация о результатах рассмотрения за 2024 год
В 2024 году в Роспатенте и ФИПС рассмотрено 2359 обращения, которые поступили от граждан - 1726, от юридических лиц - 633, их них по электронной почте и через сайт Роспатента - 1105. Обращения граждан преобладают и составляют 73 % от общего количества рассмотренных обращений. Общее количество обращений по сравнению с 2023 года увеличилось на 15%.
Сведения о распределении количества поступивших обращений по адресатам и географии поступления обращений приведены в таблице.
Обращения адресованы: |
Количество |
|---|---|
|
в Роспатент |
1276 |
|
в другие органы государственной власти |
469 |
|
в подведомственные Роспатенту организации |
587 |
|
Обращения поступили: |
Количество |
|
из Российской Федерации |
2 337 |
|
из стран СНГ |
13 |
|
из стран дальнего зарубежья |
9 |
Распределение количества обращений граждан Российской Федерации по федеральным
округам
Федеральный округ |
Количество обращений, поступивших из федерального округа |
|---|---|
|
Центральный |
837 |
|
Приволжский |
249 |
|
Северо-Западный |
257 |
|
Южный |
148 |
|
Сибирский |
143 |
|
Уральский |
111 |
|
Дальневосточный |
49 |
|
Северо-Кавказский |
46 |
|
Новые субъекты РФ |
13 |
|
Электронные обращения без точного адреса |
484 |
Наибольшее количество обращений поступило из Центрального, Приволжского, Северо- Западного, Южного округов.
Сведения за 2019–2024 годы о распределении количества обращений, поступивших в Роспатент и подведомственные ему организации, по поставленным в обращениях вопросам
|
Группа, к которой отнесены поставленные в обращениях вопросы |
Количество обращений |
|||||
|---|---|---|---|---|---|---|
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
|
Экспертиза заявок (сроки, процедура, результаты проведения экспертизы, делопроизводство) |
715 |
760 |
957 |
667 |
731 |
820 |
|
Содействие изобретателям |
421 |
559 |
563 |
399 |
324 |
437 |
|
Охранные документы (регистрация, продление и восстановление действия, внесение изменений и пр.) |
189 |
236 |
440 |
180 |
159 |
199 |
|
Правовые вопросы |
179 |
280 |
252 |
216 |
482 |
489 |
|
Уплата патентных пошлин |
201 |
302 |
284 |
81 |
91 |
152 |
|
Предоставление патентно-информационных услуг |
45 |
79 |
121 |
68 |
65 |
65 |
|
Договоры (регистрация, споры сторон) |
91 |
116 |
123 |
69 |
104 |
102 |
|
Публикация (сроки, ошибки) |
24 |
24 |
31 |
17 |
24 |
30 |
|
Регистрация открытий |
1 |
7 |
7 |
10 |
8 |
9 |
|
Обучение, повышение квалификации и работа с патентными поверенными, вопросы международного сотрудничества |
3 |
5 |
4 |
6 |
3 |
3 |
|
Кадровые вопросы и работа патентных поверенных |
11 |
12 |
5 |
4 |
2 |
2 |
|
Прочие вопросы (в основном, не относящиеся к компетенции Роспатента и подведомственных ему организаций) |
31 |
44 |
78 |
69 |
59 |
51 |
|
Всего: |
1911 |
2424 |
2865 |
1886 |
2052 |
2359 |
Большая часть обращений (58%) касалась деятельности Роспатента, связанной с порядком предоставления государственных услуг
В обращениях ставились вопросы, связанные с процедурой и результатами проведения экспертизы, делопроизводством по заявкам, охранными документами, уплатой патентных пошлин, распоряжением правом на результаты интеллектуальной собственности, а также предоставлением патентно-информационных услуг.
Существенная часть поступивших в отчетный период обращений (42%) напрямую не относилась к предоставлению государственных услуг. В таких обращениях ставились вопросы внедрения, использования объектов патентного права и выплаты вознаграждения, оказания финансовой и иной помощи изобретателям при патентовании и реализации инноваций, нарушения и восстановления прав и другие.
Из общего объема рассмотренных обращений 81% составляют заявления, 18% — жалобы и 1% — предложения.
За отчетный период доля обоснованных жалоб, поступивших по заявкам, составила:
- по объектам патентного права - 1,1 жалобы на 10 тыс. заявок
- по средствам индивидуализации - 2,6 жалобы на 10 тыс. заявок
- по заявкам на ПрЭВМ, БД и ТИМС – 0,5 жалоб на 10 тыс. заявок
В связи с поступлением жалоб, признанных по результатам их рассмотрения обоснованными, приняты меры по устранению выявленных нарушений и причин, которые привели к поступлению жалоб.
Статистика обращений граждан с просьбой о предоставлении консультаций
Бесплатные консультации по вопросам общего характера, ответы на которые не требуют системного анализа законодательных и подзаконных актов в области охраны интеллектуальной собственности, а также по вопросам справочного характера предоставляет консультационно- справочный пункт (далее - КСП) Роспатента и ФИПС.
Всего за отчетный период в КСП предоставлено 94271 консультации по 183 014 вопросам, из них:
- 45461 консультаций по 76658 вопросам по телефонам КСП имели справочный характер;
- 44630 консультаций по 99139 вопросам по телефонам КСП и непосредственно в КСП имели консультационный характер;
- 4 180 консультаций по 7 217 вопросам предоставлено письменно по электронной почте.
Наибольшее количество вопросов относится к составлению, подаче, рассмотрению заявок, а также к действию охранных документов, порядку уплаты пошлин, большая часть вопросов касается товарных знаков.
В 2024 году по сравнению с 2023 годом общее количество консультаций уменьшилось на 11471 (11%), при этом общее количество заданных вопросов увеличилось на 65 (0,04%); число устных консультаций и справок уменьшилось на 11216 (11%), при этом заданное количество вопросов увеличилось на 34 (0,02%); число письменных консультаций уменьшилось на 255 (6%), количество поставленных вопросов увеличилось на 31 (0,4%).