История с географией: в Гражданском кодексе появится новый вид интеллектуальных прав — Федеральное агентство новостей
Государственная дума рассматривает законопроект о географических указаниях, внесенный группой сенаторов во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. В России такого понятия до сих пор не было, но уже в следующем году оно может вступить в свои полные права… интеллектуальные. И тем самым изменить жизнь — товаропроизводителей и потребителей.

В пояснительной записке к законопроекту, который вносит соответствующие правки в Гражданский Кодекс, так много аббревиатур, что разобраться в нем сложно… но можно! Причем буквально за чашкой чая… допустим, краснодарского. Вприкуску с пряником, к примеру, тульским. В этой приятной ситуации мы сталкиваемся сразу с двумя видами интеллектуальных прав: товарным знаком и наименованием места происхождения товара.
Краснодарский чай — это чай, который выращен на определенной территории и обладает уникальным вкусом. Именно поэтому такое словосочетание зарегистрировано в специальном реестре как наименование места происхождения товара (НМПТ).
«Тульский пряник» — это одновременно и НМПТ, и товарный знак, который «застолбила» конкретная компания.
Чем отличаются эти два вида интеллектуальной собственности и чего им не хватает для потребительского счастья? В нормативных тонкостях корреспонденту Федерального агентства новостей помог разобраться один из авторов законопроекта, сенатор Сергей Фабричный.
Продукт есть, а слова нет
«Эта тема активно обсуждалась уже три года, — напоминает сенатор. — Толчком послужила позиция председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Она призвала сенаторов активизировать работу по региональному брендированию».
У регионального брендирования две формы, поясняет Сергей Фабричный. Это товарный знак (он используется для узнаваемости юридического лица) и наименование места происхождения товара.
У последнего, как объекта правовой охраны, есть два условия. Первое — указание региона в названии товара свидетельствует об уникальных природных географических особенностях, которые отличают этот продукт от других. Есть и строгие критерии. Возьмем «вологодское масло». Вся цепочка создания: от травы, которую едят коровы, до упаковки — происходит в конкретном регионе. Нельзя производить «вологодское масло в Тверской области, как нельзя его делать из молока псковских коров.
И второе условие — это должен быть товар, который делают люди, обладающие уникальными знаниями и способностями. Допустим, определенный промысел передается из поколения в поколения под большим секретом. И потребитель понимает, что так сшить или связать могут только в этом конкретном географическом месте. В качестве примера член Совета Федерации от Новгородской области привел «Крестецкую строчку».
Критерии НМПТ настолько строгие, что таких продуктов, которые можно смело везти за рубеж в качестве нашего «рокфора» или «шампанского» (то есть не просто голубой сыр или игристое вино, а гордость конкретной провинции), всего полторы сотни. Чтобы зарегистрировать НМПТ, необходимо заключение профильного министерства. Но практика показывает: уникальность российских лечебных грязей или гранитов официально подтвердить никто не может. Парадокс: продукт есть, а слова нет.
В мягком режиме
«Кроме того, НМПТ сегодня может зарегистрировать только индивидуальный человек или одно юрлицо, а объединение лиц не может, — продолжает раскрывать тонкости законопроекта сенатор Сергей Фабричный. — То есть над созданием товара может трудиться целый холдинг, но холдинг не может подать заявку на НМПТ. Этот пробел мы в законопроекте убираем. В случае же, если отсутствуют профильные министерства, которые могут дать заключение на продукт, мы наделяем таким правом региональные органы исполнительной власти».
И главное. В новой редакции статьи 1225 Гражданского Кодекса появляется термин «географическое указание». Это вся та же уникальность места, которая существенным образом влияет на репутацию и характеристики товара, но режим получения правовой охраны наименования товара в таком случае — более мягкий.
«Если для НМПТ вся производственная цепочка должна находиться в радиусе города или региона, то в случае с «географическими указаниями» это не нужно, — уточняет Сергей Фабричный. — Регистрировать эти интеллектуальные права будет Роспатент, он же и будет проводить экспертизу».
Зарегистрировать «географическое указание» производители смогут, если хотя бы одна стадия производства проходит на территории той местности, которая упоминается в названии.
Причин для недовольства нет
С другой стороны, раньше суровые критерии НМПТ, закрепленные в Гражданском Кодексе, помогали выигрывать суды тем производителям, которые считали себя единственными хранителями уникальных рецептов и древних секретов, а теперь? Будет ли этот закон способствовать росту здоровой конкуренции среди производителей национальных символов, или он спровоцирует волну подделок? И как тогда смотреть в глаза друзьям, которым пришелся не по вкусу «неправильный мед»?
Сенатор уверяет, что недовольных законом не будет. Во-первых, хоть географические условия и одни на всех, то есть могут быть присвоены целой группе компаний, но все же в проекте закона говорится: «Не может быть предоставлена правовая охрана в качестве географического указания обозначению, ранее зарегистрированному в качестве наименования места происхождения товара в отношении товара того же вида, и наоборот». То есть предмет для споров «я первый встал» отсутствует.
Географическое указание, в отличие от НМПТ, может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами, юридическими лицами или объединением лиц. То есть оно вроде бы такое уникальное одно, но на всех общее — и никому не обидно.
А за незаконное использование географического указания в проекте закона предусмотрена суровая ответственность. Контрафактную продукцию ждет уничтожение, а нарушителя — штрафы до 5 миллионов рублей.
«Это та редкая ситуация, когда я не вижу причин для выражения недовольства товаропроизводителей. Мы ведь сохраняем все существующие виды правовой охраны интеллектуальной собственности, даже «расшиваем» существующие проблемы, — уверен Сергей Фабричный. — Возражений во время рассмотрения законопроекта в Госдуме я не жду, может быть, будут какие-то дополнения. Этот закон в регионах ждут».
Один из тех, кто ждет закон, — консультант по маркетингу территорий Роман Золин. Он с единомышленниками работает над созданием бренда «Старорусский». Это означает не «очень русский и очень старый», а «из города Старая Русса», районного центра в Новгородской области. В Старой Руссе есть курорт, где пациентов лечат при помощи минеральных грязей. Но зарегистрировать этот бренд как НМПТ мешал правовой пробел.
«Изменения в законодательстве помогут регистрировать региональные бренды быстрее и дешевле», — считает Роман Золин.
Предполагается, что в первом чтении Государственная Дума рассмотрит законопроект до конца весенней сессии, то есть до 27 июля.
Ольга Летягина, Федеральное агентство новостей,
оригинал материала
Новости по теме